Путешествие по дельте реки Окаванго
5 фактов о дельте реки Окаванго:
Река Окаванго миллионы лет назад впадала в крупное озеро на Юге Африке — Макхадикхади (Makgadikgadi Lake). Затем, в результате тектонической активности земной коры, естественное русло реки было перекрыто, что привело к изменению направления течения в сторону пустыни Калахари. Таким образом было сформировано уникальное природное образование — река, впадающая в пустыню.
Большая чать территории Ботсваны расположена в так называемой низменности Калахари, которая является самой обширной полупустыней Африки, а дельта реки Окаванго — самым большим оазисом.
Вторая по численности миграция животных (после великой миграции в Кении) происходит в Ботсване. Более 30 тыс. зебр ежегодно мигрируют через территорию дельты Окаванго в период с декабря по март.
Период с декабря по март (так называемый «зеленый сезон») является временем выведения потомства не только млекопитающих обитателей этого района, но также птиц, прилетающих сюда на зимовку из Европы, в том числе из России.
Проезд наземным транспортом возможен только на небольшой участок заповедника Мореми из «столицы Дельты Окаванго» г. Маун. В остальных случаях вариант один — только легкими самолетами.
Перелёт из Шинде в Мореми занимает 25 минут.
Весь полёт проходит над территорией дельты Окаванго, поэтому можно сложить представление по поводу ландшафтов. В основном это поросшие папирусом плавни, изрезанные рукавами и каналами дельты.
Иногда попадаются достаточно большие куски суши…
Либо совсем маленькие островки на одно дерево. Как правило, в основе таких небольших островков лежат термитники.
Более крупные острова образуются путём намыва донного грунта в результате перекрытия канала или рукава дельты.
Вода в дельте относительно чистая и прозрачная. В ясный солнечный день с лодки прекрасно видна вся подводная жизнь. Некоторые каналы со временем расширяются и укрепляются, превращаясь в полноценные реки.
Заросли папируса и осоки испещрены «тропинками», которые протаптывают слоны и другие крупные животные. В последствии такие тропинки имеют все шансы стать очередным каналом дельты.
Очень много мёртвых деревьев.
Заходим на посадку. Въезд в заповедник находится рядом с взлётно-посадочной полосой. Здесь вас обязательно запишут в гроссбух, включая ваше гражданство и вероисповедание для статистики.
Кстати, как я уже писал выше, Мореми — единственное место в дельте Окаванго, до которого можно доехать по земле из Мауна. Поэтому здесь можно встретить селф-драйверов. Приехав сюда на собственной или взятой на прокат машине (полный привод обязателен), можно остановиться в одном из кэмпов или на территории оборудованного кемпинга, разбив собственную палатку.
Сразу после въезда в заповедник, как обычно, трансфер превращается в сафари.
Okuti Camp — один из трёх кэмпов на территории общедоступной части заповедника Мореми. Okuti принадлежит компании Ker & Downey, два других: Camp Moremi и Camp Xakanaka (читается как Каканака) — компании Desert & Delta.
Глядя на номера, их с большой натяжкой можно назвать палатками. Ну, разве что из-за брезента, выполняющего функцию внешнего покрытия.
Внутри номера также не выглядят «палаточными». Вполне себе хороший номер пятизвездочной гостиницы с балконом-верандой, всеми удобствами, включая два душа: один в номере и второй под открытым небом. Такое вот luxury in the middle of nowhere.
Хотелось бы немного акцентировать внимание на общих правилах, присущих для всех кэмпов в дельте Окаванго, независимо от уровня роскошности.
Никакой мобильной связи. Забудьте о мобильных операторах, роумингах и прочих тарифных планах. Для экстренных случаев у администрации любого кэмпа есть спутниковая телефонная связь.
Никакого wi-fi. Ни в номерах, ни на общей территории кэмпа. В лучшем случае в общей зоне кэмпа будет стоять один ноутбук, подключённый к спутниковому интернету. Скорость такого интернета заставить вас вспомнить добрым словом всеми забытый dial-up.
Не надейтесь, телевизоров в номерах тоже нет. Лучшая вечерняя телепрограмма в Африке — это звёздное небо под стаканчик шери и пение цикад. Если повезёт, можно попасть на полную луну или млечный путь, на подтанцовке светлячки.
Проживание во всех кэмпах по системе Fully Inclusive — включено всё: питание, напитки (за исключением премиум брэндов), сафари, прачечная и т.п.
Во всех номерах обязательно присутствуют спрей от комаров для помещения, спрей от комаров для кожи, фонарик, horn — механическое приспособление, издающее громкий звук. Используется в случае угрозы вашей безопасности. После того, как вы стали инициатором громкого звука, рекомендуется включить свет/светить фонариком в окна.
А случаи бывают разные. В случае, если вы услышали громкий протяжный звук, но вам ничего не угрожает, то воздержитесь от любой иллюминации в своем номере. Это поможет администрации кэмпа по светящимся окнам определить, кому из гостей требуется валидол помощь.
Само собой разумеющееся, в тёмное время суток передвижения по кэмпу без сопровождения рейнджеров категорически не рекомендуются.
Подобный инструктаж по безопасности происходит каждый раз при заселении.
Прослушал инструкции, разложил вещи, решил прогуляться… Рядом со входом в номер сидел такой вот мартыш, делая вид что он ждёт трамвай ему до меня нет никакого дела.
Рано или поздно организационные вопросы заканчиваются, формальности соблюдены и пора переходить к делу, то есть, к сафари, тем более на входе в кэмп ехидно пасётся пара бушбоков.
Заповедник Мореми известен высокой вероятностью встретить во время сафари представителей кошачьих: львов, леопардов, гепардов. С этим настроением мы и выехали. Как я уже писал, декабрь — период выведения потомства у парнокопытных. Вот такие антилопьи нежности встречаются на каждом шагу.
Малыши учатся ухаживать за собой сами…
Животные абсолютно непуганые и не против портретной съёмки.
Каждой зебре, даже недавно родившейся, полагается по буйволовому скворцу
Антилопа тсетсебе — родственник восточно-африканских топи.
Лесной кингфешер (woodland kingfisher).
Красноклювая птица-носорог (redbilled hornbill).
В какой-то момент сидящая в джипе фотобратия практически одновременно пришла к мнению, что птицы в Мореми настолько расслаблены, что не хватает динамики. Рейнджер предложил включить двигатель, резкий звук испугает пернатого и он улетит. На раз-два-три получилось:)
Ну и какое же Окаванго без антилоп личи!
Пейзажи Мореми такие же увлекательные, как и животный мир. В Мореми представлены все виды ландшафтов, присущих дельте Окаванго. Это и саванна…
И заливные луга.
И лесистая местность.
Сизоворонки в дельте выполняют функцию воробьёв, по крайней мере с точки зрения численности.
Самец антилопы личи. Иногда они очень живописно прыгают, а иногда вот так бегают на полусогнутых, вытянув вперёд шею.
Утро. Уже привычное пробуждение от традиционного «Knock, knock. Your coffee is ready» и кофепития в компании радужного скворца.
Утреннее сафари начинается со встречи с самцом антилопы куду, переходящим дорогу прямо перед джипом.
Меднохвостая кукушка (copperytailed coucal).
Водяные козлы (waterbok).
Земляная птица-носорог.
Задержались у одинокой жирафихи в сопровождении буйволовых скворцов (oxpeckers)
Скворцы особо не церемонились с жирафихой, пытаясь проникнуть во все мыслимые и немыслимые отверстия
Детёныш-альбинос импалы.
Малиновый пчелоед (carmine bee-eater) показал нам мастер класс по ловле пчёл, сидя на ветке.
Раз-два-три… Полетел.
Самки личи живописно вписались в ландшафт.
Зебра наполовину спряталась за деревом.
Самец антилопы гну.
Мирное сосуществование млекопитающих и пернатых.
Семейство бородавочников с вездесущими окспекерами.
К сожалению, вопреки ожиданиям, мы не увидели никого из кошачьих. Обидно, но тем сафари и отличается от зоопарка, что никто ничего не гарантирует. Хотя, в этот день мы всё таки увидели леопарда, но это уже другая история.
Также смотрите: