Мертвый город в Осетии
Уж что-то, а мертвые тела увидишь далеко не в каждом путешествии. Причем, не какую-нибудь туристическую бутафорию, а настоящие полуистлевшие останки людей. Какие-то в виде голых скелетов, какие-то еще с остатками плоти и одежды. И все это, вы не поверите, в России!
Я, конечно, бывал и раньше в некрополях, и в так называемых на Кавказе «городах мертвых», но везде это были давно пустующие склепы.
Даргавс в Северной Осетии — совсем другое дело. Это один из немногих сохранившихся «городов мертвых», где можно в полной мере ощутить атмосферу витающей в этих холодных склепах смерти, как раз из-за до сих пор находящихся здесь полуразложившихся и мумифицированных тел...
14 фотоФотографии и текст Сергея Анашкевича
1. Местность, где располагается Даргавс, была заселена с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. Согласно преданиям, здесь жил царевич Тага, родоначальник родов и фамилий высшего сословия Восточной Осетии.
Даргавс в прошлом был центром и наиболее крупным населенным пунктом Восточной Осетии — Тагаурии. Поэтому и вырос на берегу Гизельдона самый значительный склеповый могильник на Северном Кавказе, во многом превосходящий и «город мертвых» у селения Верхняя Балкария (Кабардино-Балкария) и чеченский некрополь Цой-Педе.
2. С горы Раминырах, с того места, где находится некрополь, открывается вид необычайной красоты. На южной стороне ущелья высится ледяная вершина горы Джимарай-Хох. Внизу бежит речка Гизельдон. Там же — руины заброшенного селения Хуссар-Хинцаг, над которыми возвышаются две родовые каменные башни.
3. Боевая башня — неотъемлемая часть осетинской культуры прошлого. Строительство подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.
4. Архитектурный ансамбль самого грандиозного на Северном Кавказе «города мертвых» состоит из 95 сооружений. Все усыпальницы делятся на три типа.
5. Одни склепы располагаются над землей, и их крыша представляет собой ступенчатую пирамиду, собранную из сланцевой плитки прямоугольной формы. Эту плитку откалывали от скальной поверхности, и после нехитрой обработки она превращалась в подобие прочной влагонепроницаемой черепицы. Другой тип усыпальниц — это такие же склепы, но увенчанные двухскатным перекрытием. Третьи, самые непритязательные сооружения, наполовину расположены под землей и представляют собой прямоугольные камеры, сложенные из больших, грубо обработанных каменных плит.
6. При возведении склепов Даргавского ущелья использовались те же строительные приемы, что и при создании оборонительных сооружений, с учетом местных строительных традиций. Но что ставит ученых в тупик — сходство осетинских склепов с пирамидально-ступенчатым перекрытием с башнями известных храмов Ангкора в Камбодже. Пока эта загадка не разгадана.
7. Наиболее несложны по конструкции и непритязательны полуподземные склепы. Прямоугольные камеры сложены из больших, грубо обработанных плит и камней; стены на высоте примерно полутора метров начинают переходить в ложный свод, характерный для горнокавказского строительства. В продольных стенах делались пазы, в которые вставлялись деревянные балки. На них клался настил из досок. Через узкий квадратный лаз в фасадной стене вносили умерших и укладывали их на настиле. Затем лаз закрывали деревянной дверцей с задвижкой.
8. Очевидно, что с годами склепы становились усыпальницей для нескольких поколений людей, принадлежащих к одной фамилии. Некоторые сооружения имеют два, а то и три яруса. Когда свободного пространства внутри не оставалось, горцы делали дополнительный настил, для этого они пробивали в стенах пазы и вставляли в них деревянные балки, на которые затем укладывали доски.
9. Склепы Осетии долгое время не изучались. До революции это было исключено – всякий, кто рискнул бы проникнуть в склеп, мог поплатиться за это жизнью. Но и позднее, до 1967 года, археологических работ по изучению этих ценнейших памятников почти не велось. Известную роль сыграла и «дурная репутация» склепов.
Сегодня в Осетии еще можно услышать традиционные рассказы о том, что в старину в горах бушевала эпидемия чумы, уносившая тысячи жизней. Чтобы не заразить своих соседей, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в заранее построенные склепы, где и умирали. Те, кто оставался здоровым, покидали ущелье.
Эпидемии в горах дореволюционной Осетии действительно бывали. В результате чумы, свирепствовавшей в конце XVIII – первой половине XIX века, население страны с 200 тысяч человек сократилось до 16 тысяч. Осетины находились тогда на грани вымирания.
10. При изучении захоронений нашли немало различных предметов, относящихся к разным историческим эпохам. Самые удивительные из них — это «лодки». Во многих захоронениях останки лежали в выдолбленных из дерева колодах, которые по своему виду напоминали лодку, ладью. Погребение в ладье — факт, не отмеченный у соседних народов. Ладьи находили в Даргавсе неоднократно, а около одной из них было даже положено... весло! Зачем оно в горной местности, где самые крупные речные потоки абсолютно несудоходны? Поневоле вспоминается мифическая река подземного царства Стикс, через которую души умерших переправляет на ладье перевозчик Харон.
11. Место, где нашли упокоение несколько поколений горцев, жители Даргавса стараются обходить стороной. Сельчане появляются здесь только в светлое время суток, чтобы накосить травы. Почему же смелые горцы с опаской поглядывают в сторону Раминыраха? С древних времен в Даргавском ущелье существует поверье: всякий, кто рискнет из праздного любопытства проникнуть в склеп, поплатится за это жизнью.
12. На другой стороне долины, виднеется еще один «мертвый городок», принадлежащий покинутому селению Хуссар-Хинцаг. Чуть дальше еще один, и еще...
Усыпальниц на территории республики много: где-то одна-две гробницы, где-то больше, а где-то целые «поселения» Вблизи практически каждого горного поселения осетин строилось несколько склепов, иногда образуя некрополи. Обычно они сооружались на окраине, на небольшом расстоянии друг от друга, но зачастую были разбросаны по всему поселению, примыкая практически к каждому дому.
Вот только несколько одиночных гробниц, которые я встретил по пути в Даргавское ущелье.
13. Осетины верили в существование таинственной страны мертвых, владыкой ее был Барастыр, а привратником — Аминон. Умершему мужчине посвящали коня. Аланы клали убитого коня или части его туши в могилу воина, осетины же поступали более рационально: коню символически надрезали ухо, а затем трижды обводили его вокруг покойника со специальной молитвой. Этот обряд называется «бахфалдисын» — посвящение коня.
Архаичные традиции культа мертвых сохранялись у осетин очень долго. Лишь в 30-х годах XIX века, когда они с гор начали переселяться на предгорную равнину, только тогда были прекращены погребения в склепах.
14. Даргавс надежно хранит свои тайны, а ученые, продолжая поиски и раскопки, надеяться когда-нибудь разгадать их.
Также смотрите:
Восхождение на гору Столовая, Ингушетия
На изумрудных склонах Кавказа
Также смотрите: